Традиции производства молдавских ковров ручной работы хранятся в музее
Посетите экспозицию Национального музея этнографии и естественной истории в Кишиневе.
Здесь собрана самая полная в мире коллекция бессарабских ковров, изготовленных мастерами в XVIII – XX веках. Большой вклад в формирование коллекции внесла этнограф Альбина Остерман. Она заняла должность хранителя Земского музея в 1905 году после смерти своего мужа Франца Остермана.
Она основала этнографическую коллекцию музея и для ее пополнения организовала в 1910–1912 годах поиск и сбор лучших образцов традиционных ремесел по всей Бессарабии, в том числе, конечно, ковров. Музею удалось заполучить и по-настоящему раритетные образцы XVIII века.
В 1912 году в немецком Лейпциге в качестве первого выпуска «Юбилейного издания Бессарабского губернского земства» известным издательством Brockhaus был выпущен «Альбом узоров молдавских ковров». Специально для этого альбома художник Реммер нарисовал с натуры 25 узоров ковров (смотрите фотогалерею в начале этого материала).
Пояснительный текст о коврах к альбому написал Павел Горе, общественный деятель, историк, выходец из бессарабского дворянского рода. Он отмечал, что ковроткачество в Бессарабии к 1912 году пришло в упадок по таким причинам, как «понижение качества народного вкуса» и «падение» овцеводства и, как следствие, подорожание шерсти.
Горе с сожалением пишет: «Вместо прежних, прекрасных по рисунку и исполнению, плотных ковров, теперь производят редкую ткань с уродливыми, лишенными старинного вкуса и фантазии узорами. Чистая, отличного качества шерсть, так старательно приготовляемая ранее хозяйками, теперь смешивают с бумажною пряжею, вместо прежних устойчивых и нежных красок, вырабатывавшихся дома из полевых растений и древесных листьев и коры, теперь употребляются анилиновые краски, купленные в городе».
Отдельно он разъясняет, что ковры в Молдове никогда не были предметом кустарного промысла, их никогда не изготавливали на продажу, только для себя. Их ткали в качестве приданного для дочерей, для украшения жилья, ковры передавались из поколения в поколение как самое ценное семейное сокровище. И только в неурожайные годы семья могла выставить ковер на продажу, что считалось большим несчастьем.
Молдавские ковры отличались уникальными узорами и ценились за великолепные гармоничные краски. Важно отметить, что настоящими мастерами использовались только натуральные краски, сделанные из ореха, бузины и других растений. В музее помимо самих ковров Альбина Остерман постаралась собрать рецепты приготовления этих народных красок.
Традиционный молдавский ковер может окунуть вас в историю человеческого рода, ведь в привычный флористический орнамент в нем органично вплетена символика, восходящая к древности. Все рисунки изначально имели сакральное значение, смысл которых становится все сложнее расшифровать сегодня.
В основе композиционных решений, украшающих изделие, — математический расчет. Во главу угла ставилось число, которое в орнаментальной композиции кратно повторялось или выражало пропорциональное соотношение компонентов.
Среди многообразия элементов орнамента ковров отдельно хочется выделить символ «Древо жизни» — прообраз Родового Дерева, символизирующего жизненный путь человеческого рода, где каждая ветка — родственники и члены семьи.
«Древо жизни» легло в основу национального туристического бренда Молдовы. Логотип представляет собой букву «М» черного цвета, которая символизирует богатую молдавскую почву, в композиции с древом жизни. Рисунок напоминает дороги, потому что туризм в Молдове предполагает открытие многих интересных мест. На концах ветвей расположены молдавские национальные символы: фрукты, сердце, крест, чаши бокалов, праздники. Верхушку древа жизни украшает стилизованная роза — символ идентичности.
В настоящее время утраченное ранее искусство молдавского ковра начинает возрождаться. Проводятся фестивали ковра и праздники, на которых вывешивают старые, сотканные еще бабушками и прабабушками шедевры. В декабре 2016 года традиционная техника ковроткачества Молдовы была включена в список культурного наследия ЮНЕСКО.